Ик йодыш – кок тӱрлӧ ончалтыш…

«Марий ушемын» пашаштыже 2020 ий мучаште да 2021 ий тӱҥалтыште ончычсо семынак икмыняр тура вашталтыш-влак лийыч. Тидыже раш: сентябрь кыдалне «Марий ушем» угыч регистрацийым эртыш. Сандене тыглай калыкат, вес ушемласе мер пашаеҥ-влакат, кучем-виктерат теве мом вученыт: кушкыла ынде «Марий ушем» лупшалтеш?

Но «Марий ушем» тышке-тушко лупшалташ ок шоно, тудын шке корныжо да тӱҥ шонымашыже лийын да ончыкшымат лиеш. Тачеш тудым марий калык поянлыкнам аралымаш дене утларак кылдена. Сандене идалык мучаште «Марий ушем» лӱман газетым ямдылен савыктышна. Но кагаз-газет гына шагал, таче илышна утларакше электрон тӱня могырыш лупшалтеш. Сандене шкенан марий калыкнан поянлыкшым электрон сандалыкыш лукташ манын, У ий деч ончыч кугу сомылым ышташ перныш: «Лийынна! Улына! Лийына!» лӱман передачым ямдылаш. Молан вигак передаче? Тудым шукташлан кугу вийым пыштыме, шийвундат шагал огыл кӱлын…

Но чыла тидын деч коч тӱҥ вер теве молан ойыралтын: марий тӱнясе икте-весе кокласе отношенийым тӧрлаташ. Вет секрет огыл, осал вийын ятыр ий годсек марий-влакым аҥыртыл, икте-весышт дене сырыктыл пытараш тӧчымылан кӧра мемнан марий кокласе кыл чот пужлен. Ик кундемысе марий-влак вес кундемысе марий-влак дене ончычсо пеҥгыде кылыштым йомдареныт. Кажне кундемыштыжат ик организаций вес ушем дене чеҥгесен, ӱчашен, икте-весым умылыде илат… ала илена.

Таче илышна ятырлан вашталтын мо? Икте-весе кокласе умылыдымаш, ӱчашымаш-влак пытеныт але эҥше тулшол семын ломыж йымалне теве-теве ылыж каяш ямде улшо гай улыт?

Лач тыгайракак ситуаций Удмурт Республикыште илыше марий-влак коклаштат. Мутна «Одо марий ушем» шотышто. Ушештарена, 2020 ий 12 декабрьыште Ижевскыште нунын идалыкаш погынымашышт лийын. Тиде кечынак манме семын Интернетыште тале ӱчашымаш тӱҥале. Кок могыр гычынат умылыдымаш ятыр ыле. Тачат тудо, очыни, тӱрыс кораҥдалтын огыл. Но тидын шотышто ме тыге манына: проблеме, икте-весе кокласе умылыдымаш пеш писын эртен ок кай. Вашла колыштын, умылаш тыршен, ӧпкем монден гына кораҥден кертына.

Сандене таче ме шукертсекак тӱрлӧ амаллан кӧра сайтыш лектын шуктыдымо кок материалым савыктена. Ончычшо ме тиде темым тарваташ ала огешат кӱл манын шонышна. Вес могырым, мемнан деке серыш-влак пуреныт гын, йодыш пӱсын тарванен гын, ме тудым петырен шынден огына керт. Вет «цензура» – тиде мемнан сомыл огыл.

Редакций.

***

Что происходит с «Одо мари ушем»?

На сайте федеральной национально-культурной автономии марийцев России широко освещается, проведённая Анатолием Радыгиным внеочередная отчетно-выборная конференция Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа «Одо мари ушем», которое имело место быть 12 декабря сего года в Доме дружбы народов Ижевска.
В повестке дня были следующие вопросы:

— состоялось награждение лауреатов премии имени Ильи Токмурзина-Ломберского. Информации о награждённых и сведений об их деятельности не имеется;
— принятие устава Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа, проживающего в Удмуртской Республике «Одо мари ушем» («Союз марийцев Удмуртии») в новой редакции;
— состоялись выборы руководящих органов общественной организации «Одо мари ушем», а также дана информация о VIII съезде марийцев Удмуртии, который пройдёт в селе Алнаши Удмуртской Республики в сентябре 2021 года.

Были рассмотрены и решены рабочие моменты.
Многие интернет-пользователи в ступоре: «Одо мари ушем» дышала на ладан, брошенная на произвол судьбы тем же Радыгиным, решившего покорить иные вершины.
Простым работягам пришлось оплачивать штрафы, отчитываться перед проверяющими органами и возобновить работу в ином качестве. Активная деятельность Николая Ямакова по сплочению марийцев Удмуртии дала свои плоды: все их благие дела по сохранению традиций, культуры марийцев можно проследить в интернет-пространстве. На очередном пленуме 22 ноября принят развёрнутый план работы на 2021 год.

И вдруг вернулся в родные пенаты Анатолий Радыгин. Покорить высокие вершины не удалось?

Резонно, что одна из пользователей сети задаёт вопрос: «…Не поняла, НКА марийцев Удмуртии прекратила своё существование, раз тут сидит всё её руководство? Создали новый «Одо мари ушем» и всем руководящим составом перешли туда? Или совершили революцию, захватили власть в старом «Одо мари ушем», когда-то брошенном на произвол судьбы этими же руководителями? Или возглавляющие НКА будут руководить одновременно и «Одо мари ушем», т.е. попытаются усидеть сразу на двух стульях? Материальных ценностей нет, реальной власти нет… Что делим?»

Нам тоже небезразлична судьба марийцев Удмуртии. Хотелось бы получить ответ на вопрос: что происходит?

***

Что происходит с «Одо мари ушем»? – II

Мы беседуем с Красноперовым Сергеем Александровичем, юристом с 36 летним стажем.

– Сергей Александрович, Вы много лет сотрудничаете с марийскими организациями Удмуртии. Ваши впечатления и комментарии как юриста?
– Так случилось, что с работой «Одо мари ушем» я вплотную познакомился ещё лет десять тому назад, когда сопредседатель организации Радыгин А.И., вместе с единомышленниками, работал над созданием Федеральной национально-культурной автономии марийцев России. Эта задача была поставлена активом Вятско-Камского отделения «Марий ушем». Я знакомился с материалами четвертого съезда и читал доклад Искакова А.И., который объявил о прекращении деятельности Вятско-Камского отделения «Марий ушем» и необходимости создания Федеральной НКА марийцев России. В декабре 2014 года эта работа завершилась, и марийцы Удмуртии собрались на свой 6 съезд, в рамках которого и прошла конференция «Одо мари ушем».

– В чем состоит её особенность?
– Конференция подвела итоги почти двадцатилетней работы. Если внимательно ознакомиться с материалами, то видно, что сопредседатели общества Радыгин А.И. и Ушков В.М. очень серьезно отнеслись к программе работы на будущее, уточнению структуры общества, составу его членов. В полном соответствии с Уставом был утверждён реестр членов, приняты заявления от вновь вступивших. Исключены из организации лица, прекратившие общественную работу. И, что важно, участники конференции признали, что в структуре организации прекратили свою работу первичные организации в Граховском районе, в Ижевске, Сарапуле. В Ижевске вновь образованная организация «Ижевск-Мари» решения о вступлении в «Одо мари ушем» не принимала. Сарапульская организация, едва зарегистрировавшись, прекратила свою работу. Принимались усилия о регистрации Воткинской организации, однако её лидеры не смогли подготовить необходимые документы. Скорее всего, не захотели вести необходимую документацию и готовить отчёты.

– А что необходимо ещё для создания первичных организаций?
– Ничего сложного. В каждом населённом пункте компактного проживания марийцев должно быть не менее десяти членов, принятых в организацию на основании их личных заявлений, оформленных письменно. После чего они могут, подчеркиваю – могут, но не обязаны, создать первичную организацию. Приём в члены организации должен быть осуществлён Общественным Советом и подтверждён решением конференции. Этот порядок зафиксирован в Уставе организации. Другого пути приобрести членство, а значит, право голоса и право быть избранным в руководящие органы организации нет.

– Вы принимали участие в подготовке административного иска с требованием обязать управление Минюста России по Удмуртской Республике отменить регистрацию изменений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц Организации в январе 2020 года. Что произошло с организацией в прошлом году?
– Знаете, мне трудно объяснить логику Ямакова Н.И., который воспользовался сложной ситуацией в организации, возникшей из-за отчетности и, под лозунгом, «спасём «Одо мари ушем» подготовил документы и внёс их в Управление Минюста, сотрудники которого, не вникая в суть представленных документов, произвели перерегистрацию лица, выступающего в качестве руководителя. В ходе подготовки иска я встречался с марийскими активистами в деревнях Марийский Сарамак, Иж-Бобья, Охотничий, Верхняя Иж-Бобья, членами организации из Каракулинского района, Ижевска. Знаете, я был просто поражён поступком Ямакова Н.И., который ввёл жителей марийских деревень в заблуждение и подготовил от их имени протоколы о якобы состоявшихся собраниях первичных организаций. К примеру, в деревне Охотничий он обещал провести газ и отремонтировать дороги. В Марийском Сарамаке я спрашивал старосту деревни Борисова А.Н., когда у них создана первичная организация ОО «Сарамак Мари» и сколько у них членов. В ответ прозвучал категорический ответ – у нас первичной организации нет. В Охотничьем мы собрали участников так называемого собрания и спросили жителя деревни Григорьева, как он подписал протокол собрания в качестве председателя, где присутствовало всего четыре человека. Когда он посмотрел на свою подпись, он тут же отрёкся от неё, пояснив, что он не является членом «Одо мари ушем», в деревне нет первичной организации «Роша Мари» и вообще на встрече Ямаков Н.И. обещал провести газ и отремонтировать дорогу, если его выберут председателем «Одо мари ушем».

– И что Вы сделали дальше?
– Мы сделали запросы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, в налоговую службу и получили копию протокола о якобы проведенной Ямаковым Н.И. отчетно-выборной конференции в Доме Дружбы народов 14 января 2020 года, на котором присутствовали, согласно протокола, 9 делегатов. И здесь «ловкость рук» Ямакова Н.И. вскрылась сразу. Ни один, из указанных в протоколе делегатов, не признал своего участия в конференции 14 января 2020 года. К примеру, Сапеев А.А. из Воткинска пояснил, что он знакомился с предложениями Ямакова Н.И. у него дома в декабре 2019 года. Директор Дома Дружбы народов М.Ф.Фефилов нам представил письменную информацию, что в помещениях Дома Дружбы народов 14 января 2020 года какие-либо конференции и, даже просто встречи, не проводились. Едва познакомившись с протоколом, я обратил внимание Радыгина А.И., что Ямаков Н.И. подготовил документы о проведении конференции Республиканской общественной организации «Одо мари ушем». Но такой организации в Удмуртии нет, есть Удмуртская республиканская общественная организация марийского народа, проживающего в Удмуртской Республике «Одо мари ушем». Это совершенно разные вещи и Управление Министерства юстиции не имела права вносить изменения в ЕГРЮЛ. Вероятно, сказались длинные новогодние каникулы, вызвавшие такую невнимательность.

– Интересно. Конференции не было, а протокол есть! Что делать?
– Я предложил Радыгину А.И., обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении Ямакова Н.И., однако он отказался и предложил организовать встречу с Ямаковым Н.И. у министра национальной политики Бурановой Л.Н. и пригласить представителя Управления Минюста.

– Как прошла эта встреча? Ведь именно Ямаков Н.И. в интернете распространяет заявления о «мирном урегулировании ситуации».
– Встреча завершилась предложением министра – договориться. Я спросил министра, как же договариваться с человеком, который нарушил закон и не желает ничего признавать. Также я заявил, что нельзя договариваться вместе с Ямаковым Н.И. нарушать закон, что сейчас и происходит. Представитель Управления Минюста предложила наиболее приемлемый для неё вариант, провести повторную отчётно-выборную конференцию, а министр, повторив, что мы должны договориться, ушла, оставив нас с Ямаковым Н.И. Однако, последний, практически бегом, вслед за министром покинул кабинет. Радыгин А.И. успел только вслед спросить его, а как же договариваться, и мы остались в кабинете одни. Что оставалось делать Радыгину А.И.? Он отказался готовить иск в отношении Ямакова Н.И., не желая привлекать в качестве свидетелей тех, кто по воле Ямакова Н.И. оказался вписанным в протокол от 14 января 2020 года и поддержал моё предложение обратиться в суд с административным иском в отношении Управления Министерства юстиции. Что мы и сделали. К сожалению, пандемия не позволила оперативно рассмотреть наш иск в суде и, мы надеемся, что окончательный вердикт будет принят в январе 2021 года.

– Вы принимали участие во внеочередной отчетно-выборной конференции 12 декабря 2020 года. Ваши впечатления, оценка юриста.
– Если честно, то я не ожидал такой явки. По докладу мандатной комиссии из 25 членов Организации приехали все, способные приехать. Это Кизнерский, Граховский, Алнашский, Каракулинский районы, Ижевск. Четверо не смогли приехать по состоянию здоровья. В качестве приглашенных приехали старосты ряда деревень, а также представители молодежной организации «Ӱжара».
В начале конференции состоялось чествование лауреатов премии имени И.М. Токмурзина-Ломберского по итогам работы за 2020 год. Это Иудова Л.А. – десятки лет она преподавала марийский язык и литературу в Ныргындинской средней школе, является учредителем «Одо мари ушем», Малкова Г.Д. – методист единственного марийского музея в Удмуртии, что в деревне Мари Возжай. Ранее преподавала марийский язык и литературу в Маривозжайской средней школе. Третьим лауреатом была признана Култашева О.М., руководитель Народного ансамбля марийской песни «Ош Пеледыш», город Ижевск. Участники конференции тепло приветствовали Ушкова В.М., руководителя РНКА марийцев Удмуртии, Ермолаеву Г.Н. – фельдшера из деревни Варали и Богачеву А.Л., заведующую сельским клубом деревни Иж-Бобья. За активную общественную работу они были награждены Почетной грамотой Государственного Совета Удмуртской Республики. Бурными аплодисментами встретили сообщение о том, что фотография коллектива сельского дома культуры деревни Ныргында Каракулинского района, под руководством Якимовой Ж.И., занесена на Доску почёта, а Савельева А.И. сотрудник РДК «Лидер» села Грахово удостоена премии известной удмуртской поэтессы Ашальчи Оки. Поздравления на этом не закончились. Победительница республиканского фестиваля, проведённого в режиме он-лайн, буквально накануне конференции, в селе Якшур-Бодья Радыгина Т.И. также не осталась без аплодисментов.

– А как проходила сама конференция? Ведь с Ямаковым Н.И. пришла и группа поддержки из ОО «Ижевск Мари».
– До утверждения повестки председательствующий, от имени президиума, на который были возложены обязанности мандатной комиссии, объявил, что полномочия всех членов подтверждены, за исключением Ямакова Н.И. Оказалось, что он, не являясь учредителем и не приобретя членства в организации, на учредительной конференции, заочно был избран заместителем председателя организации, с условием, что он напишет заявление о вступлении в организацию, однако заявление он не написал, в связи с чем в 2000 году был освобождён от обязанностей заместителя председателя. После этой информации, председательствующий предложил Ямакову Н.И. написать заявление с просьбой принять его в члены «Одо мари ушем», после чего он будет избран в Совет и займёт руководящую должность. Однако он отказался. Таким образом Ямаков Н.И., сам по собственной воле, оказался вне списков членов организации.
После утверждения повестки слово попросил Ямаков Н.И. Согласно регламента председательствующий мог и не давать ему слова, однако было сделано исключение. Ведь мы помнили предложение представителя Управления Минюста о необходимости проведения внеочередной конференции и пожелание министра договориться. Но, не получилось. Ямаков Н.И. практически сразу сообщил, что будет жаловаться, начал читать заранее написанную жалобу и в ходе чтения заявил, что в зале собралась, цитирую его слова «банда предателей марийского народа», что вызвало бурю негодования и слова его лишили. Затем дали слово Иванову Б.Н., представлявшего группу поддержки Ямакова Н.И. из Можги. Мне сложно комментировать выступление этого человека, который вместо оценки ситуации, стал оскорблять народы, проживающие в Удмуртии и сразу же был лишён слова. Выступающие, особенно Якимова Ж.И., очень эмоционально и критически оценили поведение Ямакова Н.И.
После принятия Устава, перешли к выборам Совета организации. В это время слово попросил Губернаторов С.А. и, обращаясь к Ямакову Н.И., еще раз попросил его написать заявление с просьбой о вступлении в члены «Одо мари ушем», однако Ямаков Н.И. отказался вновь.
Избранные члены Совета после обсуждения вопроса о руководящих органах вышли с предложением о председателе Совета, его заместителе, исполнительном директоре и членов контрольно-ревизионной комиссии. Голосование за предложенные кандидатуры прошли спокойно. Проголосовали «За» единогласно, при одном «Воздержавшемся». Через день представленные материалы прошли проверку нотариуса и переданы в Управление Министерства юстиции РФ по УР.

– Ямаков Н.И. в интернете разместил информацию, что «Радыгин совершил рейдерский захват «Одо мари ушем». В Общественный Совет было немало обращений и среди них, чаще всего, звучал вопрос, какую ответственность должен понести автор слов в адрес членов организации, что они являются «бандой, предателей марийского народа», а также обвинение в рейдерском захвате?
– Я думаю, что Удмуртская республиканская общественная организация марийского народа, проживающая в Удмуртской Республике «Одо мари ушем» вправе обратиться в суд и защитить свою деловую репутацию, а также честь и достоинство. Обвинения распространены в интернет-пространстве, что является отягчающим обстоятельством. Кстати, Ямаков Н.И. ранее уже обвинял Радыгина А.И. и членов Совета в нецелевом расходовании денежных средств и также публично. Впоследствии написал покаянную статью и просил прощения. Радыгин А.И., как настоящий полковник, лидер марийского движения в Удмуртии, великодушно простил его. Вероятно, это Ямакову Н.И. не послужило уроком или же силу духа Радыгина А.И. он посчитал за его слабость.

– А как прокомментируете заявления некоторых почитателей Ямакова Н.И., о том, что Радыгин А.И. выполняет поручение неких сил о разложении марийского движения в Удмуртии?
– Бред лиц, никогда не занимавшихся общественной работой. Радыгин А.И. и члены обновленной «Одо мари ушем» полны сил и планов. Главное событие впереди, это 8 съезд марийцев Удмуртии, который запланирован на сентябрь 2021 года. Все члены Организации очень заинтересованно и по-деловому обсуждали программу предстоящего съезда. А вот сторонникам Ямакова Н.И., обоим членам организации (или подельникам, если они вместе нарушают Закон) я бы рекомендовал задуматься и проанализировать очевидный и показательный момент: Ямаков Н.И. упорно не желает выполнить процедуры, определённые Законом, по оформлению своего членства в «Одо мари ушем», при этом пытается совершать какие-то действия в качестве даже руководителя (!) этой организации – и не полезные, потому что, незаконные действия. Для чего это делается? Почему Ямаков Н.И. демонстративно игнорирует Закон – наш с вами Закон, обязательный и для него тоже? Кто поручил Ямакову Н.И. вносить помехи в деятельность национальной организации? Конечно, не друзья марийского народа!
Лично я положительно оцениваю уровень подготовки и проведения конференции. Соблюдены все процедуры, приняты все решения. Все в соответствии с Законом, которому служу я и который должны исполнять (ну, хотя бы, не нарушать) все граждане РФ.

– Спасибо.

О.М. Бельская. Пресс-центр Общественного Совета марийских организаций Удмуртской Республики.