«Я ВОЛКОМ БЫ ВЫГРЫЗ БЮРОКРАТИЗМ, К МАНДАТАМ ПОЧТЕНЬЯ НЕТУ!» Владимир Маяковский

КАК НЕ ХОЧЕТСЯ ПИСАТЬ О ПЛОХОМ… Не хочется, но приходится.

По просьбе Вячеслава Ксенофонтовича – сына известного марийского учёного-фольклориста Ксентофонта Архиповича Четкарёва – 31 июля 2021 года я направился на кладбище «Марково». Мне предстояло найти могилу его отца и уточнить, в каком состоянии она находится – это заветное желание В.К.Четкарёва, проживающего в Санкт-Петербурге. Понимаю, что он уже не молод, давно перешагнул девятый десяток.

Хотя в 1988–1994 годах через кладбище «Марково» мне приходилось ходить на работу почти каждый день, за эти долгие годы многое позабылось. Помнится, мимоходом мы видели надмогильный памятник Александру Току – одного из ярких переводчиков Владимира Маяковского на марийский язык. Это прямо у главной дороги, которая пролегает через кладбище от конца до конца. Об этом буду писать попозже.

НО МНЕ ПРЕДСТОЯЛО НАЙТИ К.А.ЧЕТКАРЕВА

С этим делом повезло менее всего. Пришлось искать очень долго, битых несколько часов. Это было не так просто даже психологически – один, среди крестов и надмогильных памятников. За всё это время, по кладбищу прошёл один или два человека. Да к тому же, хотя «Марково» находится в черте г. Йошкар-Олы, оно не самое ухоженное. Пусть на это не обижаются городские власти. Ведь побыв во многих кладбищах разных регионов и стран, я могу дать оценку. К тому же, как мне кажется, Сотнурское сельское кладбище, хотя не так богат на памятников, но намного ухоженнее. В общем, дело не в сравнении.

А в том, что зная, что это где-то рядом, я её не мог найти. Потеряв всю надежду, с сожалением продумав о том, что не справился с целью, подуставший, я пошёл наугад. Надежны почти что не было. Ведь ориентируюсь, что я тут недалеко уже проходил.

И тут меня осенила последняя надежда – попросить указать путь самого Ксенофонта Архиповича и даже упрекнуть его, что он не показывает дорогу. Я почти с ним разговаривал, убеждал его, что я тоже так же люблю фольклор, и не только. Даже исследую. И мне для дальнейшего важно осмотреть, в каком состоянии всё находится.

И ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ!

Минут через три-пять я увидел большой просвет – недавно похоронили высокопоставленных чиновников. Наверно, они местные, йошкаролинские, коль им нашлось место. Все четыре надгробных памятника – огромные, гранитные. Я их обошёл справа.

И ВОТ ОН – СТАРОМОДНЫЙ ПАМЯТНИК СО ЗВЕЗДОЙ!

Состояние памятника не буду описывать. Ссылаю своих читателей к моим фотографиям. Не зря же я пришёл сюда с фотоаппаратом. Но в конце поставлю вопрос ребром. На то имея определённое моральное право, как гражданин Марий Эл.

К.А.Четкарев родился 23 января 1910 года и скончался 1 августа 1956 г. Сегодня – 65 лет, как нет Ксенофонта Архиповича на белом свете. Но его заслуги перед марийским народом остались навечно.

Если так, то неужели эти знаменитые марийцы не достойны внимания и установки, замены проржавленного железа на гранитный камень? И слов не может быть – заслужили. Прошло 100-летие ученого-фольклориста (2010 год) – ни МарНИИ, ни Министерство культуры, ни общество охраны памятников и культуры никто ничего не сделал. Помнится, в 2020 году тоже отмечали 110-летие К.А.Четкарёва. Проводили чтения, мероприятия, печатались хвалебные статьи… Но никто не вспомнил, что памятник проржавленный и почти в плачевном состоянии. Ну, где же разрекламированная и использовавшаяся в пропагандистских целях «Программа этнокультурного развития…» министерства культуры, печати и по делам национальностей? Где директора, министры?..

Справедливости ради нужно сказать, что за могилой всё-таки кто-то ухаживал и ухаживает. Нет следов ни живого, ни искусственного цветка, но зато могила содержится в чистоте, единственное, растет какое-то многолетнее растение. Чувствуется, редко, но кто-то посещает. Кто-то покрасил лет пять-семь назад. Но ржа всё равно делает своё… Оставлять в таком виде памятник – не уважать Марий Эл.

К слову. 100-летие Республики Марий Эл прошёл-проходит. А не показухой ли занималась власть за всё это время? Где вот внимание на такие вещи? Вопрос остаётся открытым.

ДО ЭТОГО Я НАБРЁЛ К ПАМЯТНИКАМ КОМПОЗИТОРОВ –
ЭРИКА САПАЕВА И КУЗЬМЫ СМИРНОВА

Не описывая то, что можно увидеть своими глазами на фотографиях, ссылаю читателей снова к фото. Добавлю только несколько штрихов к ситуации.

Как это так получается, что марийские композиторы оказались в более обласканном вниманием положении. У обоих композиторов – приличные памятники, хотя тоже поставлены довольно давно. Перед обоими памятниками – цветы. Хотя не живые, но принесённые не так давно.

И в душе приятно, и смотреть любо. Главное – не совестно за марийских композиторов.

А ЧТО С ПАМЯТНИКОМ ПЕРЕВОДЧИКА МАЯКОВСКОГО

Мы понимаем, что Владимир Владимирович Маяковский давно не в моде и не в почёте. Понятно, времена меняются.

Но памятник литератора Александра ТОКа (Крылова Александра Ивановича, 1907–1970) заслуживает более внимательного отношения. Он находится у самой дороги, на самом видном месте. Памятник покосился назад, будто сегодня-завтра готов упасть. Фотография на памятнике испорчена, теперь по ней не узнать, кто там находится. Внутри ограды заросло непонятным кустарником или такими большими многолетними травами… Одним словом, может и хорошо, что каждый прохожий не показывает пальцем и не говорит: «Надо же… Тут марийский поэт покоится».

Природа сама будто бы старается избавить нас от стыда ли, позора ли…

Поэтому напрашиваются те же раздирающие вопросы, которые высказаны по отношению к К.А.Четкарёву.

Есть Союз писателей Республики Марий Эл. Но там однажды мне ответили (по другому поводу, правда), но характерно: «Мы занимаемся только живыми писателями…»

Ну и традиционный упрёк-вопрос: прошло-проходит 100-летие Марий Эл, в прошлом году было 50-летие, как Александр Ток ушёл из жизни. Но ко всему этому нет дела ни Министерства культуры, печати и по делам национальностей, ни Союза писателей, ни мэрии города (всё-таки мы говорим о тех, кто жил и творил в г. Йошкар-Оле).

И ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ ВЕСЬ В РАЗДУМЬЯХ

С одной стороны – с большим облегчением, что всё-таки нашёл памятник К.А.Четкарёву. Снова увидел памятники композиторам Эрику Сапаеву и Кузьме Смирнову. Увидел многочисленные новые гранитные надмогильные памятники. Чуть раньше видел стелу, посвященную павшим воинам.

Но из головы не выходит ржавчина на старом памятнике фольклориста К.Четкарева и покосившийся назад памятник А.Току.

КАК МЫ МОЖЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЬ СВОЙ КРАЙ…

Ответ сам напрашивается: вниманием к своему прошлому, ратным трудом.

Лайд ШЕМЙЭР,
Член правления МРОО «Марий ушем» («Союз мари»).

Фото автора.