КӰСЛЕ – ДОСТОИНСТВО МАРИЙСКИХ МУЖЧИН

Они не только сами мастерили гусли, но и виртуозно играли на них. Трио – шӱвыр–тӱмыр–кӱсле – это уже был прекрасный деревенский музыкальный ансамбль. В стародавние времена этот «музыкальный союз» был традиционным. Во многих марийских деревнях он строго соблюдался.

Утверждения некоторых сегодняшних российских журналистов «гусли с женским лицом», что происходит от незнания истории, всё больше распространяется. Но это историческая неправда.

На гуслях у марийцев играли именно мужчины. Играли до 1940-х годов, пока их не вытеснили балалайка или гитара.

Азъяльскую сторону Илетского края по праву можно считать краем мастеров по изготовлению марийских гуслей. Гусли изготовлялись народными мастерами до 1960-х годов, пока марийские деревни окончательно не были электрифицированы. Например, в литературно-этнографическом музее Моркинского района им. М.Н.Янтемира хранится кӱсле местного изготовления. Возможно, это и есть кӱсле «черемисского Паганини» Терентьева Павла Терентьевича (Теренте Павыл). А играл на них Николаев Василий Николаевич, уроженец деревни Азъял – музыкант-самоучка, ученик Теренте Павла.

ИСТОРИЯ С «ЧЕРЕМИСКИМ ПАГАНИНИ»

Житель соседней с Азъялом деревни Шиньшедур Павел Терентьев в миру известен как знаменитый гусляр Теренте Павыл. В 1912 году на Всемирной промышленной выставке виртуозно исполнил марийские мелодии в Париже, стал лауреатом и был отмечен золотой статуэткой.

В 1920–1930-х годах XX века он был активным организатором и участником местной художественной самодеятельности.

В царскую армию его призвали в 1906 году. Павел был большого роста, его ставили самым первым в строю. Но из-за своего дюжинного роста и длинных ног он не мог идти в ногу в строю, его прозвали «полтора черемисином».

Как-то генерал Красовский узнал, что Терентьев умеет играть на струнных инструментах, вызвал к себе. Велел ему выбрать гусли из несколько имеющихся и приказал чрез три дня сыграть на семейной вечернике. Павел переделал русские гусли на лад марийских кӱсле и появился на вечеринке уже во фраке. Он играл так искусно, ошеломил всех, поэтому кто-то из генералов прозвал его «черемисским Паганини». Дальше генерал Красовский определил его служить в полковом оркестре. И Терентьев стал самым уважаемым музыкантом полка.

ОТСЛУЖИЛ, ЗАНЯЛСЯ ХОЗЯЙСТВОМ, НО…

Павел Терентьев отслужил в 1911 году, вернулся в родные края. Уже как-то забывалось о службе. Но в 1912 году он получает приглашение в Париж. Генерал Красовский не забыл своё обещание.

12 июля 1912 года П.Терентьева вызвали в губернскую канцелярию в Казани. На родине его провожали всем миром. Теренте Павл с достоинством показал себя, виртуозно сыграл на кӱсле и стал золотым призёром на Всемирной промышленной выставке.

На обратном пути российская культурная среда, общественность встречала это известие восторженно. Павел Терентьев по просьбе публики вынужден был давать концерты в больших аристократических кругах Петербурга, Москвы и Казани. Везде рукоплескали ему, благодарили за оказанные им музыкальные услуги. За эти дни марийский гусляр заработал немало денег. Но на обратном пути в Казани его обокрали. Остались гусли и золотая статуэтка с изображением музыканта со скрипкой. Пришлось продать её какому-то купцу за 150 рублей, которые в то время были равнозначны 5-6 коровам.

По возвращении он построил пятистенный дом. Но через два года, в 1914 году его опять призвали в действующий фронт империалистической войны, и служил он в армии до конца 1917 года.

ТАЛАНТ ПРОБИВАЕТ СТЕНЫ…

В 1920-е годы Теренте Павл активно включается в деревенскую жизнь, участвует в строительстве новой жизни, в организации сельхозартелей, в строительстве хозяйственных построек, начальной школы в деревне Шиньшедур, становится одним из первых колхозников.

В этой школе с 1936 года был организован музыкальный кружок, дети учились играть на гуслях, балалайке и на других инструментах. Сам заведующий начальной школы Флегонт Михайлович Потапов также участвовал в культмассовых мероприятиях. Учеников было немало.

Павел Терентьевич также не бросил своё любимое занятие по изготовлению музыкальных инструментов: мастерил балалайки, гусли. А вот в 1930-ых годах он вспомнил о рояли на квартире генерала Красовского на Дальнем Востоке и решил изготовить подобный тому инструмент. В Казани он приобрёл детали, струны, недостающие изготовлял сам на колхозной кузнице в деревне Азъял, что была всего около двух километров. Так в деревне Шиньшедур колхозники впервые услышали звуки самодельного рояля. Жаль, что он сгорел вместе с домом гусляра.

ОСТАВИЛ «ЧЕРМИССКИЙ ПАГАНИНИ»
СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В 1930-ых годах в районном центре посёлка Морках при доме соцкультуры успешно работал ансамбль песни и пляски. Эта агитбригада посетила колхоз «Кугуер» и дала прекрасный концерт. Здесь они встретились с гусляром Теренте Павл. После этой встречи между ними завязалась творческая дружба. Они не раз совместно выступали в Морках, в столицах Йошкар-Оле и Горьком – на краевых зональных смотрах и конкурсах. Сохранились воспоминания о встречах в деревне Азъял, так как она считалась неофициальным культурным центром этого края.

Умер Павел Терентьевич летом 1940 года. Оставил о себе добрую память как о знаменитом виртуозном марийском гусляре.

О нём написано немало стихов, сложено песен.

Были у Теренте Павла ученики в соседних деревнях, как Азъял, Кулеял… продолжали его дело. Некоторые из них сами мастерили гусли, балалайки. Одним из таких учеников-мастеров был Николаев Василий Николаевич, уроженец деревни Азъял. Он также прекрасно играл на гуслях до 1950-х годов, до 80 лет.

Самым ярким представителем, «заочным учеником» стал Петр Павлович Эчейкин, заслуженный деятель культуры Марийской АССР. В родной деревне Эҥерсола (Шереганово) он организовал фольклорный ансамбль при Шерегановском сельском Доме культуры. Ансамбль гусляров прославился на весь Советский Союз, гастролировал за границу. Их обучала этому искусству выпускница музучилища им. И.С.Палантая Раисия Яшмолкина-Алексеева. Петр Эчейкин много работал над изготовлением гуслей, как и других музыкальных инструментов, сам научился играть и пропагандировал этот вид искусства, продолжая дело Павла Терентьева – «черемисского Паганини».

Кстати, надо отметить, что на гуслях играли не только моркинские мужики, гусли были популярны и у волжских (Илетский край) марийцев. К примеру, отец одного из основоположников (в смысле драматургии) марийского профессионального театра, известного писателя Тыныша Осыпа так играл на гуслях, что Сергей Чавайн заслушивался. А впоследствии у него появилась «Чачавийын мурыжо» («Песня Чачави»). Ну, и сам предводитель пугачёвских повстанцев Акпатыр (из одноимённой драмы С.Чавайна) предстаёт перед читателями (зрителями) как слепой Гусляр.

Ну, а о знаменитом гусляре Тойдемаре и говорить не стоит — очень и очень многие знают о его таланте, почитают его талант.

Лайд ШЕМЙЭР (Владимир КОЗЛОВ),
директор Историко-литературного музейного комплекса «Ару Элнет» («Чистая Илеть»).

Использованная литература:
Морко. Замечательные люди удивительного края. Администрация Моркинского района // Павел Терентьев – участник Всемирной Парижской выставки. Йошкар-Ола. 2002. – С. 200-205. Автор Геннадий Михайлов (Г.Бекешев).

Фото из социальных сетей: сообщество ВКонтакте «Дом-музей им. Н.С.Мухина», личная страница Алёны Ивановой.

P.S. Приглашаем марийских и других учёных приступить к поиску архивных материалов, подтверждающих слова журналиста Геннадия Бекешева. Также в этом могут помочь заинтересованные лица, хорошо знающие французский язык.