«МАРИЙСКАЯ РОТА» ОБРАЗЦА 1925 ГОДА

Летопись 100-летия Марийской Автономии

ВОЗМОЖНО, НА ЭТУ ТЕМУ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЕ (НАУЧНОЕ) ИССЛЕДОВАНИЕ. ВОЗМОЖНО, ЕСТЬ, НО ТАКИХ МАТЕРИАЛОВ В ВИДЕ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ ИЛИ ДИССЕРТАЦИЙ Я ЛИЧНО НЕ ВСТРЕЧАЛ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, САМ ФАКТ ИНТЕРЕСНЫЙ. В НАЧАЛЕ 1926 ГОДА В МАРИЙСКОМ ЖУРНАЛЕ «У ИЛЫШ» («НОВАЯ ЖИЗНЬ», № 2) НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ НАПЕЧАТАНО ДВА МАТЕРИАЛА. ПЕРВЫЙ – СТАТЬЯ КОМСОМОЛЬКОГО АКТИВИСТА СЕМЁНА ЮШКАНА, ВТОРОЙ – КРАСНОАРМЕЙЦА С.ПАЙМАКОВА.

МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЮ МАРИЙСКОЙ РОТЫ В ОДНОМ ИЗ ГАРНИЗОНОВ ТОГДАШНЕГО ПОДМОСКВОВЬЯ ПРИЧАСТЕН БЫЛ ИМЕННО ИВАН АНТОНОВИЧ ШИГАЕВ. В 1923 ГОДУ И.ШИГАЕВА НАЗНАЧИЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МАО ПРИ НАРКОМНАЦЕ, А ЧЕРЕЗ НЕКТОРОЕ ВРЕМЯ – ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ МАО ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЦИК (ВСЕРОССИЙСКИЙ ИСОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ). С ОКТЯБРЯ 1925 ГОДА ОН СТАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЧЛЕНОМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЦИК.

«ВЫРВАННЫЙ ЛИСТОК» ИЗ АРХИВА ШИГАЕВЫХ

… В архиве сына Ивана Шигаева, Николая Ивановича, мы нашли два вырванных листа из журнала «У илыш» начала 1926 года (2-й номер). Первый лист – статья Ивана Антоновича «Марий Автоном Кундем ден ӧрдыж марий калык» («Марийская Автономная Область и запредельные марийцы»). Статья написана в связи с пятилетием образования МАО (тогда эту дату отмечали 1 марта). Сын хранил статью своего отца, тут ничего удивительного нет.

Но рядом – другой лист, из этого же 2-го номера «У илыш». И там – статья одного из первых марийских комсомольцев Семёна Юшкана «Марий рот» («Марийская рота») и внизу – статья красноармейца С. Паймакова (на сегодня мы не успели уточнить, какова дальнейшая судьба этого солдата). И резонный вопрос: по какой причине Николай Шигаев, сын профессора, рискуя своей судьбой в годы репрессии, хранил эти материалы как драгоценность? Никлая не испугало даже это, что его отца репрессировали и сам попал в жернова репрессии – его уволили из редакции Ронгинской районной газеты «Социализм верч» как «сына врага народа»…

НАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ:

– несмотря на то, что у старшего Шигаева была другая семья в Москве, сын Николай знал многое, чем занимался его отец, любил его и гордился им. Такие откровенные и доверительные разговоры между отцом и сыном могли быть 1924, 1925 годах, когда Иван Шигаев приезжал в родную деревню Шургуял и «пожил» в своей семье. Но вероятнее всего, побывка И.Шигаева в родной деревне и в родной (первой) семье в январе 1937 года, короткий, но откровенный разговор между отцом и сыном – это вероятнее всего. Между прочими, у них мог состояться разговор о многом. В том числе и об образовании МАО, о близких соратниках Ивана Шигаева, в частности об уроженцах Ронгинской волости (с 1935 года – Ронгинского района). Допустимо, что сын Николай был человеком с литературной склонностью, читал все марийские газеты и журналы (тогда это было широко распространено), гордился тем, что его отец публиковался в печати. Одной из таких гордостей был журнал «У илыш» № 2 1926 года. Отец наверняка рассказывал, как ему приходилось по долгу службы помогать марийцам во многих вопросах. Мог также рассказать о формировании «Марийской роты» в одном из гарнизонов Подмосковья (наверняка недалеко от Москвы, потому что туда ездили марийские студенты из города).

ЭТО НЕ МОГЛО БЫТЬ БЕЗ УЧАСТИЯ ВОЕННОГО КОМИССАРА М.ТОВАШОВА

Из этого можно сделать вывод, что формированию «Марийской роты» в Подмосковье в 1925 году самое большое содействие мог оказать непременно Иван Шигаев. Служебное положение в Марийском Представительстве и в ВЦИК вполне этому соответствовали.

Вторым подтверждением нашего предположения может быть близкое знакомство и сотрудничество И.А.Шигаева с марийским военным комиссаром Михаилом Мироновичем Товашовым в годы создания МАО в начале 1920-х годов. Оба были членам «комиссии шести» (по вопросу сделать Краснококшайск областным центром), оба были комиссарами: М.Товашов военным, а И.Шигаев – продовольственным. Хотя в начале 1925 года М.Товашов перешёл на другую работу, идея создания «Марийской роты» воплощалась задолго до этого. Тем более, был уже такой пример «Марийской роты» в 1918 году. Не зря С.Юшкан начинает свою статью с фразы: «В Красной Армии ещё в 1918 году был марийский батальон. Это доброе начинание набирает силу…»

«МАРИЙ РОТА» 1918 ГОДА

В феврале 1918 года в Казани состоялся т.н. «областной съезд» марийского народа. Одним из делегатов был М.М.Товашов. Его избрали в Президиум съезда. Делегаты приняли решение при губернском Совете создать Марийский комиссариат. М.Товашова назначили военным комиссаром Краснококшайского уезда. По поручению губернского военкомата, он активно работал по сбору добровольцев из числа мари в ряды Красной Армии. В газете «Ӱжара» М.Товашов сообщает о ближайшем формировании марийского и чувашского полков в Казани. Но из-за активного противодействия контрреволюционной силы к середине лета удалось формировать только одну марийскую роту. Командиром роты губвоенкоматом был назначен офицер Андрей Захаров. Комиссаром роты – Михаил Товашов.

В конце июля 1918 года «Марийская рота» была направлена защищать Казань от белогвардейцев. В первый же день они вступили в бой на реке Казанке, в районе пристани против десантов кеппелевцев. Марийская рота противостояла против целого полка белогвардейцев. Вынуждены были отступать к реке Казанке. Заместителя командира роты Алексей Товашова (однофамильца и однодеревенца комиссара М.Товашова) убило осколком снаряда. Командир роты Андрей Захаров попал в плен. Лишь небольшой части марийских красноармейцев удалось переплыть Казанку и вырваться из кольца белочехов.

Комиссар Михаил Товашов в это время находился в Краснококшайске и формировал вторую марийскую роту. Но этого не удалось сделать из-за поднятого контрреволюционного мятежа в деревнях.

В 1919 году М.М.Товашова направили на Урал, на борьбу с Колчаковской армией (по статье К.К.Васина). После создания МАО Михаил Миронович стал первым военным комиссаром (1921–1925). В 1937 году облыжно обвинен и осужден на 10 лет заключения. Жизнь его оборвалась в Каргопольском лагере Архангельской области 31 марта 1939 года.

«ПОДМОСКОВНАЯ МАРИЙСКАЯ РОТА»

Из статьи Смёна Юшкана мы получаем следующую информацию.

В декабре 1925 года в одном из батальонов Московского военного округа была сформирована отдельная марийская рота. До создания этой роты, мало знали о марийцах, относились не совсем доверчиво. Но после этого убедились, что марийцы хорошо знают военное дело, дисциплинированы. Слажено идёт обучение, в неделю 6 часов изучают политику.

Среди солдат 20 безграмотных, 61 малограмотных. Их обучают отдельно 4 часа в неделю.

При Ленинском уголке для марийских красноармейцев действовали кружки: военкорский, политический, общеобразовательный, военно-спортивный, драматический. Готовился к открытию хоровой кружок. Кружки вели марийцы из Москвы. В роте высокообразованных маловато: 1 коммунист и 9 комсомольцев.

В марийской роте раньше не было марийских командиров. Недавно двух красноармейцев, 1903 года рождения, назначили командирами отделений. И 16 человек были направлены на обучение в школу комсостава. К следующей осени они вернутся в эту же роту и станут марийскими командирами. Так появляются марийский руководящий состав…

Интересные факты. И можем ли мы, марийские исследователи, найти архивные материалы об этом – трудно сказать. Причина: если даже этот марийский комсостав выучился, стали офицерами, мало кто из них знал, что созданию этой марийской роты немало усилий приложили И.А.Шигаев и М.М.Товашов.

ЧТО ДОБАВЛЯЕТ СОЛДАТ С.ПАЙМАКОВ?

Из его материла проясняется следующее.

Марийские парни были призваны осенью 1925 года. Сравнивается современная служба солдат со службой при царской власти. Делается вывод, что это никакому сравнению не подлежит. Если в царские времена офицеры кричали, жестоко наказывали и муштровали, инородцев не считали за людей, то в настоящее время и солдаты и командиры – выходцы из рабочих и крестьян. Никто не издевается. Солдаты понимают командиров и сами стараются придерживаться дисциплины. Солдатам бесплатно показываются спектакли и кино. Если даже не хочешь, и то придётся идти туда –просвещают всех. Им дана свобода читать газеты и журналы. Поэтому солдаты информированы, как живут в других государствах, кто их друзья и кто враги. Их не только учат, но и настаивают: когда возвращаются домой, эти солдаты должны будут открывать глаза своим односельчанам и соседям. Они должны будут выводить народ на светлую дорогу.

Есть только один большой недостаток. В роте в основном марийцы, но обучать их на марийском языке некому. Русских только процентов десять. В обучении они не отстают. Марийские солдаты неплохо понимают русских командиров, но точно и чётко отвечать им трудновато. В роте только политрук мариец, командиры – русские. Но и политрук приболел, могут его перевести отсюда. Вот эти недостатки нужно устранять. Если рота марийская, то всё должно быть на марийском языке.

Солдаты надеялись, что в будущем всё это наладится. Так как шефство над солдатами взяли марийские студенты из Москвы. Они обучают разному. В первый же раз, в воскресенье, они приехали впятером. Общались с солдатами, рассказывали о себе, интересовались солдатской их жизнью. Доставили марийским солдатам большую радость. Более 60-ти солдат с воодушевлением подписались на журнал «У илыш», собрали деньги. Нашлось немало солдат, любящих читать марийские газеты и журналы.

Студенты и солдаты общались долго. Солдаты остались в надежде, что их не забыли, не бросили, о них помнят и беспокоятся.

А ЧТО БЫЛО В РЕАЛЬНОСТИ?
И ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ?!

Эти вопросы остаются и для нас открытыми. Работая над материалом, не было у меня намерения выступать как историк. В данном случае я как журналист ставлю вопрос перед марийскими историками:
1. О марийском батальоне в Уфе (конец 1917 – осень 1918 г.) написано немало. Но не до конца исторически точно и справедливо. Умалчивается роль «Марий ушем».

2. Самый большой недостаток исследовании о марийском батальоне в Уфе (формирование состояло более чем из 500 человек) – умалчивание, что он родился благодаря «Марий ушем» (образовался этот батальон на базе 103 запасного полка, где и родился «Марий ушем». Вспомните их организаторов И.Н.Коведяева и С.Ф.Стрелкова. Историки, будьте внимательны!!!)

3. Марийская рота (Краснококшайск – Казань) – написано очень много, но не до конца правдиво. О формировании «Марийской роты» поставили вопрос на областном съезде народа мари в феврале 1918 года. Как известно, этот съезд проходил под эгидой «Центрального Союза мари», т.е. объединённых «Марий ушем». Михаил Товашов был объявлен марийским военкомом. С.Г.Чавайном была написана драма «Марий рота». Весь состав первой «Марийской роты» погиб в жесточайшей схватке с белочехами в начале августа 1918 г. во время защиты Казани. Вторую роту из-за военно-политический ситуации в стране и в Марийском крае военкому М.Товашову не удалось сформировать.

4. «Марий рота» (Москва – Подмосковье, 1925–1926 г.). Почти не изученная область марийской истории.
5. Обращение к читателям: – уважаемые друзья с фамилией ПАЙМАКОВ или их родственники. Возможно, этот солдат С.ПАЙМАКОВ из «Марийской роты» 1925 г. чей-то родственник. Помогите нам отыскать С.Паймакова.

6. И вообще МАРИЙСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО В МОСКВЕ 100-летней ДАВНОСТИ – СОВЕРШЕННО НЕ ИЗУЧЕННЫЙ ВОПРОС.

7. Я бы предложил тему (для любознательных) – «Марийская Москва на заре Советской власти». Уверяю, много передового и прогрессивного было там. Не было бы этого ЗЕМЛЯЧЕСТВА, не могло бы и быть МАО.
8. Не изучена в достаточной степени роль И.А.Шигаева (его удачи и неудачи как высокопоставленного руководителя). Значит, надо исследовать. А для этого нужны средства, финансирование и увлечённые личности.

9. Планы «Марий ушем» на ближайшие годы – поставить Памятные камни и мемориальные знаки таким личностям, как С.Чернякову (Медведевский район), Н.Бутенину (Моркинскй район), С.Стрелкову (г.Уфа и Бураевский район), И.Петрову (г. Йошкар-Ола), «Марий рота» (г.Казань), «Марийское землячество» (г.Москва)…

10. Для любознательных – предлагаемая литература: книга «Нуным калык шарна» (1972, составители М.Исиметов и М.Сергеев. На русском – «Их помнит народ»); «Гордость и слава района» (2000, Э.Иванов); «Военная история марийского народа» (2021, авторы А.Бахтин, А.Соколов) и другие.

ЛАЙД ШЕМЙЭР (Владимир Козлов),
член правления МРОО «Марий ушем» («Союз мари»).

Фото из архива музея-комплекса «Ару Элнет».