Пьеса М.Шкетана «Эх, родители!..» актуальна и сегодня

Мы твердо верим в непоколебимость и правильность наших марийских взглядов. Ощущая ежедневное столкновение идей: патриархального уклада с новыми взглядами молодых людей.

Спектакль рождает знания и мысли, с которыми мы идем по пути истории, который представлен к 110-летию со дня рождения драматурга, основоположника марийской литературы М.Шкетана.

Так уж повелось, что актуальность классики обычно не вызывает у нас сомнений. Как часто мы слышим утверждение о том, что классика на то и классика, что она — вечна!

Пьеса М.Шкетана «Эх, родители!..» давно причислена к ряду классических произведений марийской литературы. Впервые пьеса была сценически воплощена самим автором в 1923 г. С тех пор она ставилась в разные годы разными режиссерами: в 1952 г. ее ставил С.Кузьминых; в 1970 г. – С.Иванов; в 1981 г., 1998 г. – В.Пектеев. На этот раз удостовериться в актуальности произведения марийского классика решил О.Г. Иркабаев совместно с актерами театра им. М.Шкетана. Сегодня ставиться прекрасно так как в 1919 г., ведь исторические реалии сильно изменились с тех пор!

Эпоха колхозного строительства осталась далеко позади. Проблемы марийской деревни первых лет советской власти также кажутся нам давно ушедшими в историю. Но проблематика пьесы по-прежнему остается острой и задевает за живое.

Драматический конфликт – столкновение идей: патриархального уклада с новыми взглядами молодых людей. Недаром первая книга на русском языке, которую прочел Шкетан, — «Отцы и дети» Тургенева. По обе стороны – люди, твердо верящие в непоколебимость и правильность своих взглядов на жизнь. Одни прикрывают свою жестокость «законом» (Савлий, Матра, Осып, Арпик, урядник), другие – пытаются разоблачить лживость такого «закона» (Мачук, Маюк, Мичи). Борьба завязывается беспощадная — не на жизнь, а на смерть: родители проклинают детей, брат восстает против брата. Если в начале все жили в одном доме, вместе трудились и сеяли хлеб, то после распада семьи оказалось, что собирать урожай будет некому…

На протяжении всего спектакля герои пытаются понять: кто виноват? Но однозначного ответа нет. Так же, как нет ответа на вопрос: а что там, в будущем? Ясно лишь, что: «молодому дереву не расти под старым…»

Спектакль будет одинаково интересен и молодым, и людям старшего поколения. Кроме этого, ярко выраженные автобиографические черты пьесы позволят ближе познакомиться с М.Шкетаном, его жизнью и творчеством.

Виктор Новогорский