Интервью с Онавуй Анатолием Радыгиным

«Марий ушем» открывает рубрику:
НАВСТРЕЧУ К СЪЕЗДУ «МАРИЙ УШЕМ»
Интервью с Онавуй — Председателем Общероссийского общественного движения «Марий ушем» («Союз мари») Радыгиным Анатолием Ильичем (Республика Удмуртия).

Возрождение Общероссийского общественного движения «Марий ушем» вызвало неоднозначную реакцию как в среде марийской общественности, так и в государственных структурах, прежде всего в Марий Эл. В марте текущего года на заседании Координационного комитета движения (Виктезе комитет) было принято подготовить и провести съезд народа мари, проживающего в Марий Эл с широким участием общественности республики. Эта инициатива была с интересом принята в регионах республики, прошли обсуждения в региональных отделениях и в сентябре принято решение провести съезд Движения. Многочисленные вопросы, поступающие в оргкомитет съезда, мы адресуем руководителю движения Радыгину Анатолию Ильичу.

КОРР.: В нашей стране три общественных организаций народа мари, это «Марий ушем», Марий мер каҥаш, Федеральная автономия. Чем это вызвано?

РАДЫГИН А.И.: Жизнью. Немного истории. Начало возрождения современного общественного движения. 1990 год. Делегаты, представляющие практически все регионы России, объявили о возрождении «Марий ушем». Во многих регионах стали появляться региональные отделения. К примеру, в Вятско-Камском регионе марийцы трех регионов, это Татарстан, Удмуртия, южные районы Кировской области объединились в единую организацию. На учредительном съезде присутствовали представители 47 населенных пунктов и городов.

Вопрос. Почему спустя два года вместо укрепления и расширения работы актива состоялся новый съезд, на котором появилось новое образование, в дальнейшем превратившееся в Марий мер каҥаш? На этот вопрос откровенно ответил участник тех событий Попов Н. С. Президент РМЭ Зотин В.М., принявший участие в апреле 1992 года в работе «Марий ушем», покинул заседание, потребовав закрыть организацию, в противном случае ему придется закрыть членов этой организации. Что же такое могло случиться, если Президент позволил себе такое? Скорее всего власть не ожидала такой активности и самостоятельности от поистине народной «Марий ушем». Чтобы отвлечь внимание, разобщить актив, был нужен противовес, и он появился.

Новая организация Марий мер каҥаш широко рекламировала свою деятельность, принимала различные резолюции, решения. Однако до практической реализации принимаемых решений дело не доходило. Перечислить руководителей я полагаю нет смысла. Персонажи все известны.

Более двадцати лет в Марий Эл существует Марийский национальный конгресс. Мало кто слышал об этой организации, практически все ее руководители составляют основу Марий мер каҥаш. Юридический статус позволяет использовать счет этой организации при проведении мероприятий Мер каҥаш. За последние годы ни одного выигранного гранта, нет ни одного общественно значимого мероприятия, ежегодно нулевые отчеты. В числе бывших и действующих руководителей и участников национального конгресса известные все лица, это Иманаев Э. А., Кузьмин Е. П., Пушкина Н. В. и т. д. Все уважаемые профессионалы, только думается, что эти посты им нужны для карьерного роста.

Как тут не вспомнить профессора Ксенофонта Санукова, который писал о таких представителях этой новой генерации, лишенных национального самосознания, они утверждали себя в общественной жизни отречением от национальных интересов, пренебрежением к языку, культуре народа, из недр которого вышли, но принадлежности которому стали стыдиться. Их усилиями в массовое сознание внедрен комплекс национальной неполноценности. Я утверждаю это, именно вот такие приспособленцы, возможно и не подозревая, создали условия, в рамках которых стремительно стал исчезать наш народ.

На четвертом съезде Вятско-камских марийцев было принято решение о создании федеральной национально-культурной автономии. Я видел в ней организацию, способную сплотить регионы, освободиться от диктата Правительства республики Марий Эл того времени. Третьяков О. Н. (Татарстан), Кудрявцев А. Г. (Кировская область) выступили за избрание председателем представителя Марий Эл. И это было ошибкой, моей ошибкой. Федеральная автономия оказалась под крылом правительства республики Марий Эл и тех самых представителей новой генерации.

Далее, в Марий Эл появилась еще одна организация «Мари ушем» без буквы Й. Известность ее небольшая, лишь благодаря раскрученному пиару и достаточно противоречивой личности ее руководителя. Многие считают ее спойлер-организацией, специально созданной в противовес действующей «Марий ушем». Для чего?

Сторонники сохранения традиций «Марий ушем» после многих лет споров и поиска возможности реализации общественной инициативы, пришли к выводу о необходимости объединения в Общероссийское общественное движение (ООД) «Марий ушем». Необходимо было, по нашему мнению, направить силы на реальную самостоятельную работу по сохранению языка, традиций, самобытной культуры, и в целом своего народа как самостоятельного этноса в большой семье народов России, где идет стремительный процесс ассимиляции народов и видны все предпосылки катастрофического сокращения малых народов. Причем, силы общие, всех представителей общественности мари! На сегодня отдельно никто не справляется с этой сложной задачей. Прискорбно! Об этом мы заявили на VIII съезде народа мари Удмуртии и спустя полтора года 30 июля 2022 года такое объединение состоялось.

КОРР.: На первый взгляд все организации проповедуют одни и те же цели и задачи. В чем особенность «Марий ушем»?

РАДЫГИН А.И.: Мы всегда были объектом пристального внимания и необузданной критики, в наш адрес сыпались обвинения, ведь мы не просим, мы предлагаем и сами делаем в рамках закона то, что в наших силах, а это, как ни странно, многим власть предержащим не нравится. Мы не находимся в зависимости от представителей власти.

И в этой связи в нашу сторону «горячие чиновники» и их помощники уже десятилетиями вешают на нас всякие ярлыки и говорят разные пакости. Причем, сумбурные и необоснованные. О нас писали, что мы националисты, внедряемся в Татарстан. Это в результате якобы нашей деятельности родилось известное указание министра юстиции Республики Марий Эл муниципальным органам власти о запрете оказывать содействие в предоставлении помещений «радикально настроенным» гражданам Марий Эл. Это обширные и многочисленные интервью Верховного Карта Татарстана, что «Марий ушем» ничего не может кроме как критиковать власть.

Кстати, именно в Татарстане наш актив оказался в отделе полиции в Набережных Челнах, после гнусных анонимных обращений в органы правопорядка. Или же, надеюсь, что многие помнят историю, как Танакова В.Д. привлекли к административной ответственности сотрудники МЧС, когда он в процессе молений в лесу зажег три поминальные свечи.

Апогеем всего стало выступление Оньыжи Александрова Э. В. в Красноуфимске, где он заявил, что мы тайно, в лично корыстных целях втроем воссоздали общероссийское движение «Марий ушем». Во как! О каких лично корыстных мотивах идет речь? Известно всем, кто громче всех кричит – «Держите вора!».

КОРР.: Вопрос об изучении марийского языка стоит очень остро, только в Марий Эл число, изучающих родной марийский язык сократилось более чем в десять раз. Что на Ваш взгляд произошло и что надо делать?

РАДЫГИН А.И.: Вопрос к законодателям. Федеральный закон об образовании вопросы изучения родного языка практически отдает на откуп самой системе образования, вернее на директора школы. При этом твердых гарантий обеспечения учебного процесса нет. В процессе оптимизации закрылись десятки школ, дошкольных учреждений. К сожалению, общественность оказалась разрозненной, полностью подконтрольной. Более того, так называемые общественные деятели, сами принимали активное участие в процессе ликвидации школ. Было бы неплохо адресовать этот вопрос Васютину М. З. Он десятилетиями возглавляет социальный блок в правительстве. Вопросы и к депутатам Государственного собрания Марий Эл, как они позволили в своих округах закрыть образовательные учреждения!?

Извечный вопрос, что делать? Первым шагом должно стать Обращение съезда к руководителям политических партий, представленных в Госдуме с единственным требованием: «Приведите в порядок Федеральный закон «Об образовании!»». Далее, не ждите что кто-то за нас что-то сделает. В каждом сельском поселении проводятся сельские сходы, если есть дети, учителя, не давайте закрывать школы, внесите в повестку дня вопрос о школе и проголосуйте за ее сохранение. Многие скептически усмехнутся, кто позволит? Ответ прост, изучите Положение о подготовке и проведении сельских сходов, там все прописано. Кстати, к сожалению, это беда многих общественников, системно опаздывать, не знать предмет обсуждения и ждать, что вот барин приедет, он и рассудит. Или обвинить руководителей «Марий ушем», что по их вине падает рождаемость, исчезает язык и т.д. и т.п.

КОРР.: А что делать, если нет работы, молодые семьи в поисках работы разъезжаются по всей стране.

РАДЫГИН А.И.: Вопрос к законодателям. Федеральный закон об образовании вопрос архисложный и любой мой ответ многих не удовлетворит. Мало просто сказать, создавайте рабочие места, возрождайте сельское хозяйство, промыслы, сохраняйте школы. Нужна реальная государственная поддержка селян. На съезде мы попытаемся дать анализ успешных сельских производств, начиная от фермерских хозяйств и других форм хозяйствования, практику сохранения школ в марийских деревнях и селах. Уверен, там, где наш актив и администрации муниципальных образований не конфликтуют, вместе ищут пути решения, там ситуация не является критической.

КОРР.: Что интересного и нового внесло в общественную жизнь народа мари возрождённое общественное движение «Марий ушем»?

РАДЫГИН А.И.: Вопрос к законодателям. Федеральный закон об образовании достаточно много интересного и полезного. Я искренне рад успехам нашего регионального отделения «Марий ушем» Татарстана. Изданы пять книг о марийцах без единого рубля из бюджета. Учреждены общественные премии по пяти номинациям. Стали традиционными межрегиональные волейбольные и шахматные турниры, в которых участвуют только представители народа мари. Идет работа по священным рощам, возрождается интерес к старинным национальным платьям. В прошлом году этому движению был посвящен межрегиональный фестиваль. Участниками были представители трех регионов. Практически первыми в округе «Марий ушем» провёл акцию сбора гуманитарной помощи нашим воинам, в котором приняли участие представители пяти регионов. В Удмуртии многочисленные организации объединились в единый Общественный совет, который координирует их работу.

В регионах появилась новая форма работы Совета села (Ял каҥаш). Актив деревни создает группу в чате, где активно обсуждаются вопросы благоустройства и жизни. В деревне Марийское Гондырево Удмуртии жители, не дождавшись помощи муниципалитета, построили на собственные средства два моста, сегодня серьезно обсуждается вопрос о восстановлении пруда и этому способствует общение в группе, в котором состоит все взрослое население деревни. В деревне Актазики, что в Республике Татарстан, представители двух регионов провели свой сельский сход, где обсуждалась экологическая проблема. Участники выступили против захоронения отходов химической промышленности практически в районе расположения шести марийских деревень Удмуртии и Татарстана и к ним прислушалось руководство республики.

Активно работают общественные организации «Марий ушем» в далёких Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Не от хорошей жизни марийцы уехали жить на Север. Но и здесь, находятся неравнодушные люди, которые объединяются по национальным интересам, проводят совместные культурные мероприятия, обучают своих детей марийскому языку. С ними мы сотрудничаем и с удовольствием ждем на съезде.

Основу нашего движения составляет общественная организация «Марий ушем» в Республике Марий Эл. Здесь созданы отделения во многих районах, активно работает Правление под руководством Кудрявцева Игоря Михайловича. Понятно, и им сложно. Но с созданием общероссийского движения «Марий ушем», координация взаимоотношений, решение общих задач и целей по сохранению и развитию марийского этноса в России, по улучшению социальной жизни народа мари должна и будет осуществляться планомерно и активнее.

В силу своих возможностей общественники «Марий ушем» в регионах стараются выполнять уставные задачи. Предстоящий съезд ООД «Марий ушем» должен показать, как живут марийцы, что их волнует и тревожит.

Несомненно, мнение и советы участников, наши решения обязаны увидеть и услышать государственные и муниципальные органы власти и руководствоваться в том числе и практическими советами и резолюциями съезда. Съезд будет проходить в городе Йошкар-Оле, как центре марийской нации. Создан Оргкомитет, в который вошли представители областей и республик России. Уточняются составы делегаций, причем делегатами являются не назначенные на сходах граждан местных поселений, а люди, занимающиеся общественной деятельность и с активной жизненной позицией. Начинаем писать письма-приглашения руководителям регионов, нашим коллегам. Уточняем повестку. Только в тесном взаимодействии можно добиться каких-то результатов.

Единственное, о чем я бы хотел предупредить ретивых, не мешать, а всячески поддерживать активность и творчество людей. Правовая поддержка и личное участие, вот что необходимо в настоящее время на местах.

КОРР.: Спасибо, мы ещё вернёмся к Вам с новыми вопросами.

Спасибо, за вопросы. Надеюсь, что в рубрике «Навстречу съезду ООД «Марий ушем»» будут и другие интервью, статьи и доклады наших коллег на эту тему. Приглашаю всех на дискуссии.

ПРЕСС-СЛУЖБА ООД «МАРИЙ УШЕМ».