КАРТИНЕ — 60 ЛЕТ, А МЫ О НЕЙ ДАЖЕ НЕ ЗНАЛИ

(Спасибо сообществу «Марийский историк», откуда мы взяли эту картину).
Комментарии кандидата исторических наук Сергея Свечникова.

КАРТИНА ПОСВЯЩЕНА участию марийцев в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг. В основу сюжета легла одноименная драма С.Г. Чавайна, на базе которой впоследствии была создана первая марийская опера «Акпатыр» (композитор Э. Сапаев).

На переднем плане картины сам Акпатыр, запечатленный в образе былинных героев — с мечом в правой руке (это анахронизм, так как марийцы перестали пользоваться этим холодным оружием еще в XIII в.), булавой, заткнутой за пояс, с развевающимися от ветра густыми темными волосами и смелым, решительным взглядом, устремленным вдаль. Он стоит на вершине холма в традиционной марийской одежде (теплый кафтан «шовыр», рубашка туникообразного покроя «тувыр» с богатой вышивкой) и в кожаных сапогах, зажав в левой руке меховую шапку.

Возле Акпатыра сидит старик с луком, играющий на гуслях, — это Паймыр, ближайший сподвижник народного вождя. В левой части картины на склоне холма стоит вооруженный топором марийский повстанец, играющий на деревянной сигнальной трубе «тöтырет пуч». К нему подтягиваются другие участники восстания.

Работа Мамаева И.И. Акпатыр. 1961 (Национальный музей РМЭ им. Т. Е.Евсеева)