НАСЛЕДИЕ «МАРИЙ УШЕМ» – ЭТО ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

В новой газете «Irkas» № 2 от 22 февраля 2022 г. напечатана статья Лайда Шемйэра.

КТО ТАКИЕ «МАРИЙ УШЕМ»?

У многих возникнет этот вопрос. Организация «Марий ушем» у многих на слуху, но не каждый даже в Марий Эл знают, чем занимается, что волнует, на какой позиции стоит эта общественная организация. Тем более в Яранском районе, где начала готовиться и издаваться газета «Irkas».

Чтобы было понятно читателям, о чём идёт речь, следует коснуться истории. А она у «Марий ушем» – вековая, так как 19 марта 2022 года нашей организации исполняется 105 лет. Своего рода юбилей.

«Марий ушем» создана была, как ни странно, в городе Уфе, где было много солдат-марийцев запасного полка. Мы всегда с добрыми словами вспоминаем имена активных мари И.Н.Коведяева и С.Ф.Стрелкова и других, которые сыграли в этом решительную роль. Через месяц-полтора руководство «Марий ушем» перешло в г. Бирск, что считался в то время центром образования восточных марийцев.

Историческая миссия «Марий ушем» определилась сразу. Марийцы одним из первых народов в Поволжье, сумевшие мобилизоваться, объединить интеллектуальные потенциалы того времени. Поэтому уже в июле 1917 года провели I Всероссийский Съезд народа мари. Съезд проходил 15– 25 июля в г. Бирске и там участвовало 178 делегатов из Уфимской, Вятской и Казанской губерний. Делегаты принимали самые насущные вопросы развития народа мари, как образование, территориальное самоуправление, создание национального театра, воспитание нового поколения управленческих кадров, развитие культуры, экономики.

И это всё проходило под эгидой «Марий ушем», т.е. «Союза мари».

«Марий ушем» распространился в то время также в Казанской, Вятской, Нижегородской, Костромской губерниях (хотя в двух последних незначительно).

Что касается марийцев Вятской губернии

Их следует считать одним из активнейших в марийском общественном движении с 1917 года. В сентябре этого года марийцы Вятского края (современные Советский, Яранский, Уржумский, Малмыжский районы, а также Оршанский, Ново-Торъялский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский районы современной Марий Эл) провели большой Съезд, хотя в переводе на русский язык звучит как «Марийское собрание». Как известно, наряду с Яранском, слобода Кукарка (ныне г. Советск) играла большую роль в марийской истории. Там и состоялся этот съезд. Принято было немало прогрессивных документов.

Идейным организатором этого форума был Павел Петрович Глезденёв, заведующий отделом инородческого образования Вятского губернского земства, основатель и сам же спонсор первой марийской газеты «Война увер» («Вести из войны»), видный просветитель. Особую активность проявляли марийцы вышеперечисленных уездов (районов). А все перечисленные уезды (районы) Марийского края в то время относились к Вятской губернии.

С Яранском связаны судьбы

Многих видных марийских просветителей и государственных деятелей. Сегодня хочу отметить лишь некоторых из них. Савва Фёдорович Токмалаев, уроженец деревни Часовная нынешнего Пижанского района. С декабря по сентябрь 1920 года он был заведующим отделом по делам национальностей Яранского Уисполкома. Следует отметить, что ему тогда было всего 19 лет. Впоследствии он стал старшим научным сотрудником научного института «Советская энциклопедия», писал статьи и редактировал раздел «Экономика». О нём в следующий раз следовало бы рассказать отдельно и основательно.

Также следует отметить годы деятельности в Яранске классика марийской литературы Я.П.Майорова-Шкетана. О нём известно гораздо больше, чем о С.Ф.Токмалаеве.

Из более поздних известных людей-яраничей – это Г.М.Тужаров, известный филолог, профессор.

О северо-западных марийцах

К слову сказать, Яранский район, кроме совершенно небольшой части, по отношению языка напрямую не относится к северо-западным. Здесь больше следует говорить о Кикнурском и Тужинском районах Кировской области.

Тем не менее, мы благодарны инициативе Василия Георгиевича Сизова за то, что он без страха взялся за такое важное и нужное дело, как издание газеты. Надеемся, что ему будет поддержка как со стороны северо-западных марийцев, так и со стороны местных властей.

Статья подготовлена специально для газеты «Irkas».

Фото из фондов музея «Ару Элнет» («Чистая Илеть»)
— И.Н. Коведяев.
— Марийские культработники в г. Вятке. 1921 г. Марийский просветитель П.П.Глезденёв в центре, а слева от него будущий большой ученый С. Ф. Токмалаев. (Фото публикуется впервые).
— Марийские общественники в г. Советск. 100-летие «Марий ушем». 23 апреля 2017 г.