В феврале 2024 года исполняется 10 лет, как посетила меня какая-то мелодия, вдруг и неожиданно нахлынувшая в моё подсознание. В душе что-то пело. Я занимался ремонтом квартиры. Оставалось после линолеума только забивать плинтуса. Ну, вот и забивал… Под стук молотка вдруг стал звучать в голове моей какой-то ритм. Будто очень осторожно, но мелодично постукивал сам молоток и диктовал какую-то мелодию…
Я – прозаик. Стихи перестал писать в 17 лет (за исключением несколько поэтических произведений в возрасте). И вдруг одновременно с мелодией – да тогда я ещё и этого не понимал, что это мелодия – проникали какие-то странные поэтические слова: «Юлсер кундемем, шочмо мланде, мый тольым…». Но вместо пафосного выражения получилось «…мый тольым пиал-ойго ден…» Не понятно. Почему вместо слова типа «я на крыльях вернулся к тебе…» у меня получилось «…вернулся я к тебе со счастьем-бедою…» Я не понимал и то, что я тогда программировал себя – и на счастье, и на борьбу, и на мелкие неприятности одновременно. Мне так предсказывало. Ну да ладно – дело прошлое.
Я ДОЛГО «МЫЧАЛ» …
Конечно, я и после ремонта ходил и бубнил под нос, «мычал», как говорят марийцы о тех, кто не умеет петь. Я думал, ну и что, и раньше такое бывало со мной, но я же не брался за поэзию. Если бы кто-то сказал мне тогда, что это у тебя песня рождается, я посмеялся бы над ним самим, мол, «шутки у тебя какие-то плоские». Мол, я не поэт, и никакой не композитор…
Но не тут-то было. Начатки мелодии меня никак не хотели покидать. Стала формироваться какая-то музыкальная фраза (специально не изучал никогда музыкальный мир, но где-то слышал ли, читал ли). Прошло ещё месяц-другой – оформились поэтические слова, и мелодия становилась цельнее и яснее для меня самого.
И вот 4 мая 2014 года я самоуверенно сказал сам себе – это ПЕСНЯ! Но название песни почему-то написал «Ял сурт», т. е. «Дом деревенский».
НАЗВАНИЕ МЕНЯЛОСЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ
«Ял сурт» – название интригующее, но не звучное, не поэтичное. Хотелось чего-то патриотического, одновременно лирично-ностальгичное. Тогда первоначальное название переименовал – «Юлсер кундемем» («Край мой Волжский»). Я полон был уверенности, что сделал очень хорошее и доброе для своего Волжского района. Все же восхваляют свой край. Моркинцы – «Морко кундемем», сернурцы «Шернур кундемем», торъяльцы – «Торъял кундем или Немда кундем» …
Я на самом деле уже мечтал вернуться в родные места, и заняться там музейным делом. Но пока только делал первые шаги, готовил почву. Хотя да, к этому времени у нас уже было название музея «Ару Элнет» («Чистая Илеть»). Да и в Шарибоксаде мы потихоньку стали готовиться организовать музей имени Опини Войконовой…
В 2014 же году с этой песней, под этим же названием я вышел в кандидаты в депутаты в Госсобрание Республики Марий Эл. Она сопровождала меня по району. А также ждала дома — когда я уже усталый возвращался из районной изнурительной поездки поздним вечером, первым делом включал эту «минусовку» и просто отдыхал от выборных сует.
Песня звучала, я пытался сам же исполнять её. Получалось нескладно, не профессионально, но зато от души.
Выборы в Госсобрание в 2014 году я проиграл с треском, хотя «работал» на это всё лето, и «просадил» своих кровных двести пятьдесят с лишним тысяч рублей (и надо же было мне?!)
Волжские чиновники в 2014 году подготовили мне оглушительный удар исподтишка. Мы объявляли от имени марийской общественности провести наш уже традиционный третий фестиваль «Умбалне Элнет ӱмбал канде» («Синева над Илетью-рекой»), посвящённый 95-летию композитора Василия Очетова в начале июня. Районное руководство, используя свою власть, поступило подло: за неделю до нашего фестиваля они провели свой фестиваль, и на том же месте, и по той же самой теме – 95-летие композитора Василия Очетова…
Мне, как организатору и руководителю фестиваля было горько, обидно за такой подлый поступок земляков-чиновников. Но вместо этого я усмирил свой пыл и характер, набрался терпения, сил и провёл свой фестиваль, т. е. наш общественный фестиваль. Мы провели лучше чиновников – на нашем фестивале было народу два раза больше, чем на фестивале нагнанных коллективов из района под названием «Эн сылне пеледыш кокла гыч».
После такого поступка районного руководства я резко изменил название песни, и переименовал в «Элнет кундемем» («Край мой Илетьский»). А морально я не мог уже связать свою песню с Волжским районом. Хотя в какой-то степени пойти на такой шаг мне было больно.
ПЕРЕЛОЖИЛИ НА НОТУ И СОЗДАЛИ АРАНЖИРОВКУ
На стыке весны и лета 2014 года я жил только этой песней. Складывалось всё гораздо лучше, чем я предполагал. Я сделал второй вариант текста песни – изменил начало, усилил, добавил такие фразы, как «Бьёт с крутого берега могучий родник…». Обратился к Сергею Пчёлкину сделать «минусовку», аранжировку. Он сделал очень быстро и эффектно. Честно говоря, я не ожидал, что эти слова могут так красиво и величаво оживиться с помощью аранжировки. Безусловно, это в немалой степени зависит от таланта аранжировщика. Сергей с этим справился на «пять с плюсом» (моя супруга три ночи подряд слушала эту «минусовку», ей даже слова не нужны были, просто так она «витала в облаках»). На ноту также переложил С. Пчёлкин.
Я стал «брать уроки пения» у музыканта Анатолия Сергеева в начале лета этого же года. Анатолий аккомпанировал великолепно, но вокал у меня получался не так важно. Хотя не считаю, что медведь мне на ухо наступил, но всё же… Владеть даже своим голосом, если даже у тебя он есть и неплохой – это целое искусство.
Но я рвался иметь свою песню, и обратился в судию звукозаписи. Сделали несколько проб. После чего «специалист» сказал: «Не стоит вам себя мучить. Бросайте, это не ваше…»
Но запись всё же он «подарил мне на память», так как деньги были уплачены мною наперёд. Эту запись я храню до сих пор. Просто для себя. Время от времени слушаю…
НО МУЗА ДОЛГО НЕ ПОИКДАЛА МЕНЯ
Пел я свою первую песню нередко. Это случалось на вечерниках, на встречах с друзьями я запевал её. Для многих было неожиданно: начинать петь после 55 лет? А почему бы нет. Некоторые из народа поют же до своих последних дней. Конечно, к моему исполнению относились по-разному. По-другому, более профессионально эта песня зазвучала в исполнении певца Сергея Гайнитдинова. Правда, чтобы попасть в Радио Марий Эл, мне пришлось поступиться со своим принципом – убрать фамилию Козлов и поставить фамилию по матери. И получилось: слова и музыка Владимира Смирнова… Козлов=Смирнов, Сирнов=Козлов.
Но годом позже после 2015 года рождались ещё две песни. Вторую я как автор «оформил» до конца. Т. е. есть хорошая мелодия, есть сильные по смыслу и настроению слова лирико-патриотические, т. е. готов текст. Я её тоже нередко пою перед своими близкими (но не на сцене). Иногда у некоторых даже глаза становятся влажными. Бывает и такое, что называется «под настроение».
Но вот третья песня. Она – «незавершёнка». И никак не могу завершить. Есть слова, есть мелодия, есть… вроде всё есть. Но «на свет не идёт». И петь её публично, в отличие от двух первых, я не могу. Наверное, там переваливает нравственно-философская основа, глубина, которую я в жизни ещё не постиг, хотя в поэзии и мелодии это проявилось. По этой же причине все эти годы редко когда возвращался к ней. По этой же причине я её не давал и на нотное переложение, ни на «минусовку». Думаю, пусть будет как медовуха – чем дольше выдержки, тем «крепче». Да, жизнь покажет.
А СЕГОДНЯ ДУША ЗАНОВО ЗАПЕЛА
Хотя до «весеннего обострения» далековато.
И решил сделать просто запись на диктофон по принципу «Мои года – моё богатство».
Кто-то скажет, нет качества записи. Кто-то скажет, «ну, так не поют…» Сегодня не это мне важно. Да звучит пусть так, как звучит сегодня. «Без купюр».
Этим я отметил десятилетие своей первой песни.
И сегодня я её твёрдо называю только одним именем – «Элнет кундемем» («Край мой Илетьский»).
Хотя в Интернете она «гуляет» с названием «Юлсер кундемем» …
Предлагаю ознакомиться с нотой к этой песне и послушать «минусовку» в аранжировке Сергея Пчёлкина (июль 2014 года).
Лайд Шемйэр (Владимир Козлов),
4 февраля 2024 года.
Фото для иллюстрации из фондов музейного комплекса «Ару Элнет» («Чистая Илеть»).